Фитоэстрогены в лечении ранних перименопаузальных нарушений

: 2009/7/6 | : Здоровье женщины

Т.Ф. Татарчук, О.А. Ефименко, О.А. Самосийная
ГУ «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины», г. Киев

Резюме. В статье рассматриваются причины развития различных синдромов, характерных для перименопаузальных нарушений. Показано, что использование Клеверола, содержащего экстракт красного клевера, эффективен при лечении пациенток с наличием нежелательных климактерических проявлений, не вызывает побочных реакций и может быть препаратом выбора при таких патологических состояниях у женщин.

Резюме. У статті розглядаються причини розвитку різних синдромів, характерних для перименопаузальних порушень. Показано, що застосування Клеверолу, який містить екстракт червоної конюшини, ефективний при лікуванні пацієнток із наявністю небажаних клімактеричних проявів, не викликає побічних реакцій і може бути препаратом вибору при таких патологічних станах у жінок.

Summary. The article reviews reasons of development of various syndromes characteristics for perimenopausal disorders. It is shown that Cleverol, a herbal medication containing red clover extract, is efficient for treatment of female patients with unwanted climacteric manifestations, produces no side effects and may be recommended as a medication of choice for treatment of the abovementioned pathological conditions in women.

Введение

    Всвязи с глобальным старением населения планеты в целом и наличием серьезной гендерной разницы в нашей стране проблема здоровья женщин в переходном периоде стоит особенно остро [5]. При этом проблема имеет не сугубо женский характер, а становится все более актуальной для окружающих и без того часто болеющих и коротко живущих мужчин, как дома, так и на работе.

    Следует отметить, что именно переходный период перед менопаузой является этапом наибольшей социальной активности современной женщины и достижения профессионального пика. Поэтому проблемы внешности и здоровья, наличия жизненных сил и отсутствия менопаузальных нарушений становятся все более значимыми и требуют грамотного медицинского сопровождения.

   Общеизвестно, что именно дефицит эстрогенов в перименопаузе приводит к возникновению различных вегетативных и психоэмоциональных симптомов, таких как приливы, колебания настроения, раздражительность, бессонница, снижение когнитивных функций [1, 5]. Согласно современным представлениям, патогенетическим лечением климактерического синдрома и его «золотым стандартом» является заместительная гормональная терапия (ЗГТ), в состав которой входят чистые эстрогены или эстрогены в комбинации с гестагенными препаратами [1, 4, 5].

    Учитывая традиционно сложившееся в нашей стране предпочтительное отношение к препаратам растительного происхождения при лечении пациенток с легкой степенью климактерического синдрома или при наличии абсолютных противопоказаний к приему ЗГТ, обосновано применение растительных экстрактов сои, цимицифуги и красного клевера, обладающих эстрогеноподобными свойствами.

   Положительное действие растительных экстрактов цимицифуги как альтернативы общепринятой ЗГТ при наличии противопоказаний, особенно у женщин с дисгормональными заболеваниями молочных желез, широко освещено в мировой литературе, а также и доказано в наших исследованиях [1, 2, 5, 7, 8].

   Фитоэстрогенные вещества содержатся в сое, цельных зернах пшеницы, семенах, ягодах и косточках плодов и, в частности, в красном клевере, сухой экстракт которого, входит в состав препарата Клеверол.Последний привлек наше внимание как растительный препарат для лечения перименопаузальных расстройств. На основе биохимического анализа фитоэстрогенов выделены три основных категории эстрогенактивных субстанций — изофлавоны, лигнаны и куместаны (рис. 1).



   Они содержатся в высоких концетрациях в красном клевере, бобах сои и могут абсорбироваться из пищи из желудочнокишечного тракта. После приема пищи лигнаны и изофлавоны подвергаются комплексной ферментативной обработке в желудке с последующим образованием комплексов со стероидными эстрогеноподобными структурами [1, 12].

    Активные формы образуются посредством деконьюгации с помощью бактерий кишечника. В процессе метаболизма отмечаются колоссальные (до 1000 раз) колебания экспрессируемых изофлавонов [6]. Лигнаны в кишечнике превращаются в энтеролактон и энтеродиол, а затем экскретируются с мочой. Основным источником лигнанов являются морковь, шпинат, брокколи, цветная капуста и зеленый чай [6, 12]. Вариабельность метаболизма фитоэстрогенов, на которую могут влиять состав миклофлоры кишечника и время прохождения пищи, играет клиническую роль, так как может отражаться на биологическом ответе [6].

   Изофлавоны (генистеин, дайдзеин, биоканин А и формононетин), выделенные из красного клевера, придают экстракту способность проявлять эстрогенное воздействие на организм [3, 6]. Генистеин является наиболее активным и наиболее изученным изофлавоном, содержащимся в красном клевере. Он тормозит тирозин и протеинкиназу, что крайне важно, поскольку эти ферменты вовлечены в контроль митогенеза, регуляцию клеточного цикла, выживаемость клеток и трансформацию. Тирозинкиназы влияют на опухолевый рост, контролируя факторы роста ЭФР, ТФР-а, ФР тромбоцитов, ИПФР-1 и ИПФР-2, чем и объясняется присущий изофлавонам антипролиферативный, противовоспалительный и антиоксидантный эффекты [3, 11]. Содержащиеся же в небольшом количестве куместаны красного клевера практически не обладают эстрогенным действием.

    Изофлавоны демонстрируют наибольшее сродство к связыванию с а-эстрогеновыми рецепторами (ЭР-а) по сравнению с а_эстрогеновыми рецепторами (ЭР-а ), и требуют дополнителного регулятора, необходимого для селективной транскрипции генов-мишений для ЭР-а. Они являются мощными агонистами ЭР-а  и слабыми агонистами ЭР-а. Таким образом, положительное эстрогенноевоздействие оказывается, главным образом, на ткани с преобладающей экспрессией ЭР-а  (кости, сердечно-сосудистая система) [3, 9, 11]. Терапевтическое действие препаратов, приготовленных на основе экстрактов красного клевера, при различных расстройствах, связанных с менопаузой и снижением риска развития рака молочной железы, объясняется их более высоким подобием с ЭР-а  по сравнению с ЭР-а.

   Лигнаны также оказывают антиканцерогенный, противовирусный и бактерицидный эффекты. Основное активное вещество лигнанов — энтеролактон — тормозит превращение андростендиона в эстрон, снижая риск развития эстрогенозависимого рака [7, 8].

    На сегодняшний день известно, что именно благодаря вышеперечисленным свойствам, препараты, содержащие экстракт красного клевера, оказывают положительный терапевтический эффект при симптомах эстрогенодефицита, особенно у пациенток в переходном периоде при наличии вегетососудистых и психоэмоциональных нарушений, не оказывая при этом негативного влияния на пролиферацию эстрогенозависимого эпителия [9].

    Цель работы — изучить эффективность препарата Клеверол, содержащего экстракт красного клевера, в комплексной терапии перименопаузальных симптомов (климактерический синдром, нарушения менструального цикла, снижение когнитивных функций, нарушение сна, головные боли, перепады настроения и т. д.).

Материал и методы исследования

    Под наблюдением находилось 63 пациентки в перименопаузе с легкой степенью климактерического синдрома в возрасте 45–55 лет (средний возраст — 48,5 лет).

    При выборе схемы лечебных мероприятий у данного контингента пациенток были учтены результаты проведенных раннее исследований, доказывающих высокую клиническую эффективность препаратов, влияющих на обменные процессы в ЦНС и обладающих седативным действием. В состав базисной терапии входили препараты Магне В6 (по 1 таблетке 3 раза в день), учитывая нейроседативные свойства магния, являющегося природным изоляционным материалом на пути проведения нервного импульса, гомотоксикологический седативный препарат Нервохеель (1 таблетка 3 раза в день) в течение 2-х мес. Пациентки были рандомизированына 2 группы, сопоставимые по возрасту, индексу массы тела и степени тяжести проявления климактерического синдрома. Пациенткам I группы (32 женщины) в дополнение к базисной терапии
назначался препарат Клеверол по 1 таблетке в сутки, ежедневно в течение 6-ти месяцев, согласно существующим рекомендациям. Остальные 31 пациентка получали только базисную терапию (ІІ группа).

    Всем пациенткам изначально проводилось гормональное обследование с определением сывороточного уровня ФСГ, ЛГ, эстрадиола и прогестерона.

    Оценка клинических особенностей течения климактерического синдрома у исследуемого контингента женщин проводилась с использованием менопаузальной рейтинговой шкалы (MRS). После компьютерной обработки данных, полученных при заполнении специальной анкеты, учитывающей клинические проявления климактерических нарушений с балльной оценкой степени выраженности патологии, вычислялся суммарный индекс менопаузы. Результаты оценивались до лечения, через 3 и 6 мес. терапии.

    Менопаузальная рейтинговая шкала (MRS):
- приливы (усиливающееся чувство жара, внезапные приступы потливости);
- жалобы на ССС (сердцебиение, тахикардия, аритмия,
чувство сжатия в области сердца);
- нарушение сна (проблемы с засыпанием, тревожный сон, слишком раннее пробуждение, бессонница);
- жалобы на боли в суставах и мышцах, ревматические боли;
- депрессивное состояние (плаксивость, апатичность, уныние, грусть, резкие перепады настроения);
- повышенная раздражительность (нервозность, внутреннее напряжение, агрессивность);
- боязливость (внутреннее беспокойство, паника);
- физическое и духовное истощение (общее снижение работоспособности, пониженная умственная работоспособность, слабая концентрация, забывчивость);
- сексуальные проблемы (изменение сексуального желания, поведения и удовлетворения);
- нарушение мочеиспускания (болезненное, частое, непроизвольное мочеиспускание);
- сухость влагалища (ощущение сухости или жжения во влагалище, болезненность при половых контактах).

Степень выраженности каждого клинического проявления оценивалась по 5-балльной шкале: отсутствует (0), слегка выражено (1), умеренно (2), сильно (3) и очень сильно выражено (4).

Результаты исследований и их обсуждение
 
    Динамика климактерических жалоб согласно шкале MRS представлена на рисунке 2. После 3-х мес. терапии у женщин І группы отмечалось достоверное снижение показателей менопаузальных симптомов. Так, у 20 пациенток этой группы перименопаузальные симптомы вообще отсутствовали. Практически все женщины отметили улучшение настроения, нормализацию сна, повышение работоспособности, улучшение памяти. Следует также отметить, что и через 6 мес. от начала терапии в группе женщин, принимавших Клеверол, средний менопаузальный индекс, согласно шкале MRS, был достоверно ниже (7,8±1,5 балла), чем до начала терапии (15,9±0,6 балла). Через 3 мес. терапии только у 30% пациенток II группы наблюдалось исчезновение климактерических жалоб и улучшение общего самочувствия. Через 6 мес. у обследованных женщин этой группы, принимавших только базисную терапию, средний суммарный индекс менопаузы практически достиг исходного состояния и составил 12,3±0,6 баллов (рис. 2).



    В результате гормонального исследования также было отмечено повышение сывороточного уровня эстрадиола (с 18,2±5,2 до 36,3±3,6 пг/мл) в группе женщин, принимавших Клеверол, и этот показатель оставался достаточно высоким через 6 мес. после начала терапии — 28,8±3,6 пг/мл.

    Наряду с повышением показателей уровня эстрадиола, соответственно, наблюдалось и снижение уровня ФСГ — с 57,3±4,2 до 29,3±1,2 МЕ. Клиническим подтверждением этого явления является исчезновение перименопаузальных жалоб и улучшение качества жизни пациенток (табл.).



    Показатели сывороточного уровня прогестерона и ЛГ у женщин І группы достоверно не изменились.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медицина климактерия / Под ред. В.П. Сметник. — М., 2006 — 848 с.
2. Татарчук Т.Ф., Регеда С.И., Сольский В.С. Профилактика синдрома хирургической менопаузы у женщин с артериальной гипертензией // Здоровье женщины. — 2005. — № 2 (22).
3. Differential response of estrogen receptor and estrogen receptor â to patial estrogen agonist and autagonist / Barkhem T., Karlsson B., Nilsson Y. et al. // Mol. Pharmacol. — 1998. — V. 12. — Р. 667—690.
4. Menopause. — Current Concepts, FOGSI, 2006. — Р. 227.
5. Menopause. The state of the art —in researcle and managements // The parthenone Publishing Group, 2003.
6. Murkies A.L., Wilcos A., Danis S.R. Phytoestrogenes // J. Clin. Endocrinol. Metab. — 1998. — V. 83. — Р. 297—303.
7. Pharmacology of Cimicifuga racemosa extract BNO 1055 in rats: bone, fat and uterus / Seidlova—Wuttke D., Jarry H., Becker T. et al. // Maturitas. — 2003. — V. 44 (suppl.1). — Р. 39—50.
8. Phytoestrogens: endocrine disrupres of replacement for hormone replacement therapy? / Wuttke W., Jarry H., Becker T. et al. // Maturitas. — 2003. — V. 44 (suppl.1). — Р. 9—20.
9. The effect of isoflavones extracted from red clover (rimostril) on lipid and bone metabolism / Clifton—Bligh P.B., Barber R.L., Fulcher G.R. et al. // Menopause. — 2001. — V. 8. — Р. 259—265.
10. The Menopause Rating Scale (MRS): reliability of scores of menopausal compleants / Schneider H.P.G., Heinemann L.A.J., Rosemeier H.P. et al. // Climacteric. — 2000. — V. 3. — Р. 59—64.
11. Whitten P.L., Naftolin F. Reproductive effects of phytoestrogens // Bailliere's Сlin. Endocrinol. Metab. — 1998. — V. 12. — Р. 667—672.
12. Wuttke W., Seidlova_Wuttke D., Batzer I. Phytoestrogense: dangerous drugs or soft hormones? — Menopause. The state of the art — in researcle and managements // The parthenone Publishing Group, 2003. — Р. 295—306.

Ключевые слова: женщины, перименопаузальные нарушения, терапия, фитоэстрогены, Клеверол.
Ключові слова: жінки, перименопаузальні порушення, терапія, фітоестрогени, Клеверол.
Key words: women, perimenopausal disorders, therapy, phytoestrogens, Cleverol.






Реклама:
стоматология протезирование
английский язык Оксфорд учебники для детей и взрослых
А.А.Тимофеев стоматология медицинские книги
Читайте также новости здоровье в главных новостях Украины, России, Европы и мира
Женские новости. Красота и здоровье


:
.

:
http://old.medexpert.org.ua/modules/myarticles/article_storyid_298.html

:


.
.