Состояние тканей пародонта и факторы риска развития их болезней у лиц пожилого возраста

: 2011/12/8 | : Современная стоматология

Т.Н. Кананович
Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца


Резюме. В статье представлены результаты исследования состояния тканей пародонта у лиц пожилого возраста г. Киева. Установлены их высокая интенсивность и распространенность. Предрасполагающими факторами для развития заболеваний пародонта можно считать низкий уровень гигиены полости рта (ГИ > 4) во всех возрастных группах и наличие общесоматических заболеваний.
Ключевые слова: пародонт, гигиена полости рта, заболевания пародонта, общие заболевания, пожилой возраст.

Эпидемиологическими исследованиями последних лет показана широкая распространенность болезней пародонта во всем мире [1, 10, 11, 15]. Они встречаются в разных возрастных группах населения, имеют различную степень тяжести и тенденцию к прогрессированию с возрастом. Показано, что для лиц старше 40–45-ти лет и пожилого возраста характерно преобладание более тяжелых (ІІ, ІІІ) степеней генерализованного пародонтита [7]. У 15–20 % обследованных данной возрастной категории выявляется прогрессирующее течение заболевания [2, 3]. Помимо высокой (от 85 до 98 %) распространенности заболеваний пародонта у лиц старшей возрастной группы отмечено их сочетание с большим набором различных общесоматических заболеваний на фоне значительного снижения защитных сил организма [2, 3, 6]. Это приводит к значительной потере зубов и связанным с ней функциональным нарушениям зубочелюстной системы, изменениям в височно-нижнечелюстном суставе, что позволяет рассматривать их как важную медико-социальную проблему во всех странах земного шара [1, 3, 4].

Цель данного исследования – изучить распространенность и интенсивность заболеваний пародонта среди пожилого населения г. Киева, выявить факторы риска для своевременного лечения и профилактики потери зубов.


МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления распространенности и особенностей течения заболеваний тканей пародонта среди пожилого населения нами были обследованы 250 жителей (150 женщин и 100 мужчин) г. Киева двух возрастных групп: 55–74 года (зрелый период), 75 лет и старше (старческий период), обратившихся в стоматологический центр Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца.

Клиническое стоматологическое обследование больных проводили традиционными методами. При постановке диагноза пользовались классификацией заболеваний пародонта, предложенной Н.Ф. Данилевским (1994). При клиническом обследовании больных проводили оценку стоматологического статуса: оценивали индекс гигиены OHI-S (Green, Vermillion, 1964) [13]; состояние тканей пародонта клиническими методами (отечность, кровоточивость, потеря зубодесневого эпителиального прикрепления, подвижность зубов, гноевыделение из пародонтального кармана), а также использовали индексную характеристику состояния тканей пародонта. Для оценки локализации и тяжести гингивита применяли гингивальный индекс GI (Loe-Silness, 1963), регистрации состояния тканей пародонта – индексы ПМА (Parma, 1960), КПИ. Нуждаемость в лечении оценивали по индексу CPITN (1980) [9]. Для выявления степени и характера изменений костной ткани альвеолярного отростка проводили контактную внутриротовую и панорамную рентгенографию.

При анкетировании выясняли возраст, пол; социально-экономическое положение; наличие эмоционального стресса, системных и соматических заболеваний (зафиксированных врачом-терапевтом), генетической предрасположенности, вредных привычек; оценивали уровень гигиены полости рта (сколько раз в день чистит зубы, какие средства гигиены предпочитает, когда последний раз обращался к стоматологу по поводу профессиональной чистки), при наличии частичных съемных протезов – как чистит протезы, сколько лет пользуется данным протезом, пользуется ли протезом при приеме пищи и др.

Полученные данные заносили в специальную карту обследования. Результаты исследований подвергли статистической обработке с использованием общепринятых методов вариационной статистики. Уровень достоверности определяли по t-критерию Стьюдента.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Состояние тканей пародонта у лиц пожилого возраста оценивали с учетом возраста и пола. Распределение пациентов по возрасту и полу представлено в табл. 1.



Проведенными исследованиями установлено, что в старших возрастных группах диагностируется различное поражение тканей пародонта (рис. 1). Из 250-ти обследуемых больных гингивит обнаружен у 4 %, из них 3,2 % составили пациенты зрелого и 0,8% – старческого возраста. Генерализованный пародонтит диагностирован у 79,6 % обследованных, в их числе 44,4 % составили пациенты зрелого и 35,2 % – старческого возраста. По степени тяжести больные пародонтитом распределились следующим образом: начальная–I степень заболевания выявлена у 15,8 % обследованных (8,8 и 6,8 % соответственно); I–II степень – у 38,2 % (21,6 и 16,8 % соответственно); II–III степень – у 25,6 % (14 и 11,6 % соответственно). Пародонтоз диагностирован у 16,4 % из них – 11,2 % – зрелого и 5,2 % – старческого возраста.



Значение гигиенического индекса свидетельствует о неудовлетворительном гигиеническом уходе за полостью рта во всех возрастных групп (табл. 2). Показатели упрощенного индекса гигиены OHI-S у обследованных составили 4,64±0,22 балла в зрелом возрасте и 4,15±0,23 балла в 75 лет и старше.



Плохая гигиена полости рта у обследованных сочеталась с воспалением десны различной (от легкой до тяжелой) степени тяжести. Средние показатели десневого индекса GI в обследованных группах свидетельствовали о средней степени тяжести воспаления десны и составили 1,4±0,15 в возрасте 55–74 лет и 1,2±0,4 в возрасте 75 лет и старше. Статистического различия между ними не выявили.

Анализ состояния пародонта по индексу CPITN (табл. 3) выявил высокую распространенность и интенсивность заболеваний пародонта среди пожилого населения г. Киева. Во всех возрастных группах лица со здоровым пародонтом не выявлены. С возрастом распространенность и интенсивность патологических изменений пародонта нарастали при одновременном уменьшении начальных признаков патологии. Так, кровоточивость десен (CPITN ''1'') мы наблюдали только в возрастной группе 55–74 лет. Наиболее часто встречались пародонтальные карманы глубиной 4–5 мм (процент лиц у 55–74-летних составил 23,9±1,08; в группе 75 лет и старше – 14,69±0,86). Во всех возрастных группах мы наблюдали большой процент (от 52,27 до75,94 %) исключенных секстантов из-за отсутствия зубов при высокой интенсивности этого показателя: от 3,0 до 4,67 секстантов на человека. Анализ состояния пародонта у лиц пожилого возраста показывает, что 96,7 % из них нуждаются в комплексном пародонтологическом лечении и только 3,7% – в профессиональной гигиене полости рта. Процент лиц с глубокими пародонтальными карманами с возрастом уменьшается, но это кажущееся благополучие объясняется большим количеством исключенных секстантов в результате потери зубов и увеличения рецессии десны. Сравнение данных пародонтального статуса двух возрастных групп иллюстрирует, что у людей зрелого периода степень тяжести болезни большая, чем у людей старческого периода. Изменение показателей во второй возрастной группе (75 лет и старше), на наш взгляд, свидетельствует не об улучшении состояния тканей пародонта и качества гигиены полости рта, а обусловлен общим уменьшением количества зубов и увеличением количества исключенных секстантов зубного ряда.



При анализе ортопантомограмм обращали внимание на активность деструктивного процесса. Рентгенологическим проявлением активности деструктивного процесса считали неровность, изъеденность контуров сохранившихся участков перегородок и наличие очагов остеопороза. При генерализованном пародонтите начальной–I степени мы наблюдали неравномерную резорбцию кортикальной пластинки в области верхушек межальвеолярных перегородок в разных группах зубов. Особенно это было выражено у лиц с множественной соматической патологией. Также определяли очаговое разрушение кортикальной пластинки в области верхушек межальвеолярных перегородок с захватом компактной и губчатой кости в области периодонта (до 1/3 высоты корня). На данном этапе развития патологии наблюдался горизонтальный тип резорбции кости у 25 % обследованных. Для прогрессирующего генерализованного пародонтита было характерно наличие остеопороза с размытыми, нечеткими границами. При этом увеличиваются: степень разрушения кортикальной пластинки, распространенность остеопороза губчатого вещества, степень деструкции костной ткани альвеолярного отростка. Формируются различной глубины костные карманы и фуркационные дефекты. При этом наблюдался как горизонтальный (47 % обследованных), так и вертикальный (28 %) тип резорбции.



По данным анкетирования, распространенность соматических заболеваний у обследованных лиц увеличивалась с возрастом: с 67,7% в 55–64-летнем возрасте до 92,5 % у 75-летних. Большая часть обследуемых имели заболевания пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и опорно-двигательного аппарата. У лиц пожилого возраста увеличивается частота заболеваний пищеварительной системы, что значительно ухудшает у них процессы всасывания питательных веществ. Поэтому у людей пожилого и старческого возраста потребность в минеральных элементах должна быть выше, чем у молодых людей. Однако по данным анкетирования суточное потребление продуктов, содержащих кальций, в данной группе обследованных не превышает 450 мг в сутки, и только 3 % женщин употребляют свыше 1000 мг Са в сутки.

Доказано, что наличие вредных привычек (курение) и длительность воздействия на организм от 40 лет и более также оказывают выраженное неблагоприятное воздействие на ткани пародонта.

Мотивация лиц пожилого и старческого возраста на проведение профилактических и лечебных мероприятий оказалась низкой. В ходе исследования выявлено, что 80 % опрошенных респондентов только один раз посетили стоматолога за два года, при этом в 58,4 % случаев, как правило, обращались по необходимости, в случае острой боли. При посещении стоматолога у 64,3 % пациентов проводилось лишь пломбирование зубов, и только в 4 % случаев весь комплекс терапевтической стоматологической помощи. При этом снятие зубных отложений у 66,2 % не проводилось вообще. Правильные движения зубной щетки при чистке зубов проводят лишь 18 % опрошенных. Регулярно чистят зубы 60 %, а из дополнительных средств гигиены когда-либо использовали зубочистки 39,8 %, а флоссы – 13 %.

Гигиеническое состояние полости рта у лиц старшего поколения оценено как «неудовлетворительное», причем показатели среди мужчин и женщин не имеют существенного различия.


ВЫВОДЫ

Качество гигиенического ухода пациентов за полостью рта является ключевым компонентом профилактики заболеваний зубов и пародонта в течение многих лет. Если оценка риска возникновения и последующего развития заболеваний пародонта в значительной степени лежит в области компетенции врачей-стоматологов и стоматологических гигиенистов, то предупреждение развития заболеваний пародонта требует непосредственного участия и мотивации самих пациентов. Мотивация пациентов, направленная на правильное выполнение гигиенических оральных процедур, особенно среди пожилых пациентов, которые пользуются частичными съемными протезами, позволяет избежать развития более тяжелых форм заболеваний пародонта, а также возникновения циркулярного кариеса и кариеса корня. Для пациентов с заболеваниями пародонта этот подход может и должен играть первичную профилактическую роль на различных стадиях заболеваний пародонта.

Таким образом, предрасполагающими факторами для развития заболеваний пародонта у данной категории обследованных можно считать низкий (больше 4-х баллов во всех возрастных группах) уровень гигиены полости рта, что свидетельствует об отсутствии регулярного ухода за полостью рта, а также является отражением постоянно действующего раздражающего фактора на ткани пародонта (длительный временной раздражитель); наличие общесоматических заболеваний (особенно желудочно-кишечного тракта), распространенность которых увеличивается с 67,7 % в 55–64-летнем возрасте до 92,5 % у 75-летних. Проведенное исследование подтверждает предположение, что у большинства людей формирование полиморбидности завершается к 60-ти годам, и само по себе старение человека практически не приводит к увеличению количества заболеваний. Необходимо учитывать, что сроки начала заболеваний, формирующих синдромы полиморбидности, и их хронизация приходятся на молодой (30–45 лет) и средний (46–60 лет) возраст, а результат их суммарного накопления, в период яркой клинической демонстрации начинают проявляться в пожилом (61–75 лет) возрасте.

Анализ литературы и результаты собственных наблюдений дают основание считать, что заболевания пародонта, развивающиеся в молодом и прогрессирование в зрелом возрасте в силу необратимости формирующихся при них изменений в тканях пародонта сохраняются в течение всей последующей жизни. Поэтому чем старше контингент населения, тем чаще наблюдаются изменения пародонта. Своевременная профилактика и лечение заболеваний пародонта у лиц молодого возраста имеют большую медико-социальную значимость и позволяют сохранить зубы до глубокой старости.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Алимский А.В., Вусатый В.С., Прикулс В.Ф. Медико-социальные и организационные аспекты современной геронтостоматологии // Российский стоматологический журнал. – 2004. – № 2. – С. 38–40.
  2. Алимский А.В. Особенности распространения заболеваний пародонта среди лиц пожилого и преклонного возраста // Стоматология для всех. – 2000. – № 2. – С. 46–49.
  3. Борисова Е.Н., Стоматологический статус людей пожилого и старческого возраста при различном состоянии общего здоровья // Клиническая геронтология. – 2001. – № 5–6. – С. 21–26.
  4. Данилевский Н.Ф., Антоненко М.Ю., Сидельникова Л.Ф. Мониторинг состояния гигиены полости рта взрослого населения Украины как медицинское обоснование планирования региональных программ профилактики. Сообщение 1 // Современная стоматология. – 2005. – № 2. – С. 164–168.
  5. Заксон М.Л., Овруцкий Г.Д., Пясецкий М.И., Солнцев А.М. Практическая геронтостоматология и гериатрия. – Киев; Здоров’я, 1993. – 272 с.
  6. Леус П.А. Состояние стоматологической помощи населению РБ и перспективы ее развития // Стоматологический журнал. – 2000. – № 10. – С. 5–7.
  7. Мазур.І.П. Стуктурно-функціональний стан тканин пародонту в людей різного віку та статі // Современная стоматология. – 2005. – № 4. – С. 48–51.
  8. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний. – М., 2003. – С. 292.
  9. Ainamo J., Barmes D., Beagrie, Cutress T. Development of the WHO Community Periodontal Index of Treatment Needs (CPITN) // International Dental Journal, 1982, 32, 281–291.
  10. Beck J. & Loe H. Epidemiological principles in studying periodontal diseases // Periodontology, 2000, 1993, 2, 34–35.
  11. Brown L. & Loe H. Prevalence, extent, severity and progression of periodontal diseases // Periodontology, 2000, 1993, 2, 57–71.
  12. Glavind L. & Loe H. Errors in the clinical assessment of periodontal destruction // Journal of Periodontal Research, 1967, 2, 180–184.
  13. Green J.C. The simplified oral hygiene index / J.C. Green, J.K. Vermillion // J. Am. Dent. Assoc. – 1964. – Vol. 68, N 1. – P. 7–13.
  14. Locker D., Slade G., Murray H. Epidemiology of periodontal diseases among older adults a review // Periodontology, 2000, 1998, 16, 16–33.



:
.

:
http://old.medexpert.org.ua/modules/myarticles/article_storyid_848.html

:


.
.